СЛАВА РОДУ! СЛАВА РУСИ! СБОРНИК ИНТЕРНЕТ-МАТЕРИАЛОВ

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. » НАРОДЫ РУСИ И РОССИИ » ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ЕВРОПЫ


ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ЕВРОПЫ

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ЕВРОПЫ

ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ЕВРОПЫ

текст: Анн-Дорит Бой

В центре России, на левом берегу Волги, между Казанью и Нижним Новгородом, народ мари хранит свою культуру и религию, основанную на вере в силу природы
Раннее октябьское утро, 100 километров к востоку от Йошкар-Олы. Солнце еще не взошло над деревянными избами поселка Мари-Турек, легкий туман еще не отпустил обнаженные поля, а в деревне уже царит оживление. Вереница машин тянется по узкой дороге к небольшому лесу. Среди старых «Жигулей» и «Волг» затесались водовоз и грузовик, из которого слышно глухое мычание.
На окраине леса процессия останавливается. Из машин выходят мужчины в тяжелых сапогах и женщины, одетые в теплые пальто, из-под которых поблескивают подолы пестрых национальных костюмов. Они достают коробки, пакеты и большие трепыхающиеся мешки, из которых с любопытством выглядывают коричневые гуси.

У входа в лес сооружена арка из стволов пихты и бело-голубого полотнища. Перед ней люди с сумками на мгновение останавливаются и кланяются. Женщины поправляют свои платки, а те, кто еще не надел платка, делают это. Потому что в лес, перед которым они стоят, женщинам нельзя входить с непокрытой головой.
Это Священная роща. В утренних сумерках осеннего воскресенья на востоке Республики Марий Эл в Поволжье собираются последние язычники Европы, чтобы совершить обряд моления и жертвоприношения.
Все, кто пришел сюда – марийцы, представители финноугорского народа, численность которого едва превышает 700 000 человек. Примерно половина из них живет в республике, которая носит название по имени народа: Марий Эл.  У марийцев есть собственный язык – мягкий и мелодичный, есть свои песни, свои обычаи. Но главное: у них своя, языческая религия. Марийцы верят в богов природы и в то, что у вещей есть душа. Они поклоняются богам не в церквях, а в лесах, принося им в жертву еду и животных.
В советское время это язычество было запрещено, и марийцы молились тайно в кругу семьи. Но с конца 1980-х годов марийская культура словно заново родилась. Больше половины марийцев сегодня признают себя язычниками и регулярно участвуют в жертвоприношениях.
Во всей Республике Марий Эл есть несколько сотен Священных рощ, некоторые из них охраняются государством. Потому что там, где соблюдаются законы марийской религии, священные леса до сих пор остаются оазисами нетронутой природы. В Священных рощах нельзя рубить деревья, курить, ругаться и говорить неправду; там нельзя использовать землю, строить линии электропередач и даже собирать ягоды и грибы.
В роще недалеко от деревни Мари-Турек между елями и березами открывается большая поляна. Под тремя деревянными каркасами горит огонь, в огромных котлах кипит вода. Пришедшие разгружают свои тюки и отпускают гусей погулять на траве – в последний раз. Грузовик с грохотом выезжает на поляну, из него обреченно выходит черно-белый бычок.
«Куда нам с этим?» – спрашивает женщина в цветастом платке, согнувшаяся от тяжести сумок в руках. «Спроси у Миши!» – кричат ей в ответ. Миша – это Михаил Айглов, глава центра марийской традиционной религии «Ошмарий-Чимарий» в этом районе. 46-летний мариец с огоньком в карих глазах и блестящими усами следит за тем, чтобы праздничная трапеза в честь богов прошла без накладок: чтобы были котлы, огонь и вода для мытья посуды и чтобы молодой бык в конце концов был заколот в правильном месте.
Михаил верит в силы природы, космическую энергию и в то, что все на земле есть часть природы, а значит – часть Бога. Если попросить его выразить суть своей веры в одном предложении, он скажет: «Мы живем в единстве с природой».
Это единство подразумевает, что нужно регулярно благодарить богов. Поэтому несколько раз в год марийцы совершают обряды моления – в отдельных селах, районах, во всей республике. Раз в год происходит так называемое Всемарийское моление, на которое собираются тысячи людей. Сегодня, в это октябрьское воскресенье, в Священной роще под деревней Мари-Турек, собрались примерно 150 язычников, чтобы поблагодарить богов за урожай.

Из толпы людей на поляне выделяются четверо мужчин в высоких белых войлочных шапках – как и на Михаиле. Такие головное уборы носят только самые уважаемые члены общины. Эти четверо – «карты», жрецы, руководят процессом традиционного моления. Самого старшего и самого высокопоставленного из них зовут Александр Таныгин. Этот пожилой человек с бородой был одним из первых, кто в конце 1980-х начал снова совершать моления.

0

2

«В принципе картом может стать любой, – объясняет 67-летний жрец. – Нужно пользоваться уважением в общине и чтобы люди выбрали тебя».
Специального образования не существует, старшие жрецы передают свои знания о мире богов и о традициях молодым. Учитель Александра Таныгина якобы обладал даром предвидения и мог предсказать, что в будущем ждет марийский народ и все человечество. Есть ли у него самого подобный дар? «Я могу то, что могу», – загадочно произносит Верховный жрец.

Что именно могут жрецы, остается скрытым от понимания непосвященных гостей церемонии. Жрецы часами хлопочут у своих костров, подсаливают кашу в котлах и выслушивают рассказы о нуждах членов общины. Одна женщина волнуется за сына, который служит в армии. Сегодня она принесла с собой гуся в качестве жертвоприношения – чтобы у сына в войсках все было хорошо. Другой мужчина просит, чтобы удалась хирургическая операция. Все эти доверительные разговоры идут под покровом деревьев, в столбах дыма.

Тем временем гуси, бараны и бык заколоты. Женщины повесили туши птиц на деревянные стойки и теперь, весело болтая, ощипывают их. В пестром море их платков выделяется короткая каштанавая шевелюра: Арсентий Савельев в синем тренировочном костюме сам ощипывает своего гуся. Он – футбольный тренер и родился в одной из соседних деревень, теперь работает больше чем за тысячу километров отсюда, в другом часовом поясе, в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа. Накануне он с другом ехал всю ночь, чтобы участвовать в традиционном молении.
«Мари – это мой народ», – говорит Арсентий. Ему 41 год, в детстве он ходил в школу, где преподавали на марийском языке, сейчас ее уже нет. Вдали от родины, в Сибири, со своим 18-летним сыном он говорит только по-марийски. Но его младшая дочь говорит с матерью по-русски. «Такова жизнь», – пожимает плечами Арсентий.
Около костров вырастают праздничные столы. На жертвенных подставках с пихтовыми ветками женщины выставляют горы толстых румяных блинов, домашнего кваса и «туара» – своеобразных сырников из творога, яиц, молока и масла. Каждая семья обязательно привозит с собой по крайней мере блины и квас, некоторые испекли коричневый плоский хлеб. Как, например, 62-летняя Екатерина, общительная пенсионерка, бывшая учительница русского языка, и ее подруги из деревни Энгербал. Пожилые женщины все делали вместе: пекли хлеб, наряжались, везли животных. Под пальто у них – традиционная марийская одежда.
Екатерина гордо показывает свое праздничное платье с пестрой вышивкой и серебряными украшениями на груди. Она получила его в подарок от невестки вместе с целой коллекцией платьев. Женщины позируют фотографу, потом снова садятся на деревянную скамью и объясняют гостям, что они верят в бога неба, земли, воды и в других богов, «всех и не перечислить».
Марийское моление длится дольше, чем любая христианская церковная служба. С раннего утра до обеда в холодном, влажном лесу готовят жертвенную трапезу. Чтобы было не скучно коротать время ожидания, Григорий, один из жрецов, установил в середине поляны стойку, у которой за небольшое пожертвование можно получить терпкий квас, сытные блины и дружеское благословение. Две девушки из музыкального училища Йошкар-Олы устроились посередине полянки и играют на гуслях. Музыка наполняет воздух волшебством, которое смешивается с вполне земным запахом жирного гусиного бульона.
Внезапно в роще воцаряется странная тишина – у первого костра начинается моление. И впервые за весь день этот лес становится похож на храм. Семьи быстро ставят свечки в горки блинов и зажигают их. Потом все берут по нескольку пихтовых веток, кладут их на землю, опускаются на них и устремляют взгляды на священное дерево. Жрец, облаченный в белое, похожее на плащ одеяние, запевает марийскую песню «Возлюби нас, Бог, и помоги нам…»
У второго костра начинает молиться и верховный жрец Александр Таныгин. За то, чтобы спорилась работа и чтобы поездки были удачными, и чтобы не было аварий на дорогах, и чтобы дети и природа были здоровыми, за то, чтобы в деревне был хлеб и чтобы у политиков все было хорошо, и чтобы они помогали народу мари.

0

3

Пока он гортанным голосом обращается к богам, организатор моления Михаил с двумя помощниками с большими ножами идут вдоль жертвенного стола. От каждого блина  они отрезают маленький кусочек и бросают его в жестяной таз. В конце концов они символически высыпают содержимое в огонь – для Матери огня.
Марийцы уверены, что то, что они приносят в жертву, вернется им сторицей.

В одном из первых рядов на коленях с закрытыми глазами стоят Надежда, старшая дочь Михаила, и ее жених Алексей. Оба они окончили Марийский государственный технический университет и теперь живут и работают  в Йошкар-Оле. Светло-рыжая Надежда работает дизайнером мебели. «Работа мне нравится, только платят мало», – улыбается 24-летняя девушка во время праздничного обеда после моления. На столе  перед ней мясной бульон, блины с медом, хлеб.
Хочет ли она остаться в Йошкар-Оле? «Нет». Куда же тогда – в Москву или Казань? «Зачем?» – удивляется Алексей. Когда появятся дети, пара хочет вернуться в деревню, может быть, где-нибудь рядом с родителями Надежды, которые живут в Мари-Туреке.
Именно к ним домой Михаил с помощниками после трапезы перетаскивает котлы. Нина, мать, по профессии медсестра. Она показывает печь, в которой печет блины, и рассказывает о марийских традициях, которые еще живут в этом доме, например, о марийском празднике начала года. «В этот день мы переодеваемся, надеваем маски и шапки, берем метлы и кочерги в руки и отправляемся на улицу», – рассказывает Нина. Они заходят к соседям, которые в этот день тоже открывают двери своих домов, накрывают стол и принимают гостей.
Но увы – в последний раз, говорит Нина, несколько деревенских семей оставили двери домов запертыми. Марийцы в соседних деревнях забывают традиции. Михаил не понимает, как можно предавать свои обычаи. «Людям нужна религия, но они не понимают этого», – говорит он и рассказывает свою любимую историю.
Когда долго не было дождя и засуха уже почти погубила урожай, жители села Мари-Турек собрались и организовали на улице праздник, сварили каши, испекли лепешки и, накрыв стол, обратились к богам.
Конечно, вскоре после этого на землю пролился дождь.

http://www.geo.ru/puteshestviya/posledn … ticle-body

0

4

Радости!

Семной поклон не забывшим!

Единственное что я бы подчеркнул - у Марийцев практикуются жертвопринашения.
Если лезть в глубину - марийцы сохранили традицию Шаманизма.

0

5

vova_angel написал(а):

Единственное что я бы подчеркнул - у Марийцев практикуются жертвопринашения.
Если лезть в глубину - марийцы сохранили традицию Шаманизма.

Я на это тоже внимание обратил, но это их, марийцев дело.
Но мне важнее донести информацию о народе марийском и его, так и не убитой вере.

0

6

Состоялось Всемарийское моление Туня Кумалтыш
http://s004.radikal.ru/i205/1512/3f/a210249309fa.jpg
Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местныhttp://www.finnougoria.ru/communication/forum/index.php?PAGE_NAME=topic_new&FID=1е языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.

http://s019.radikal.ru/i616/1512/03/e80951506555.jpg
Языческие погребения мари

Марийцы, называвшиеся до революции 1917 года черемисами, долгое время противостояли имперской христианизации. Например, в начале 20-го века на Урале, куда в 18 и 19 веках бежали от христианизации марийцы, на реке Сылва (сейчас Пермская и Свердловская области) православным попам удалось крестить лишь небольшую часть жителей.

Мари остались верны своим языческим богам и сохранили свою веру даже при советской власти. В 1957 году, при Хрущёве, во времена второй волны антирелигиозных гонений мари совершили массовое языческое моление в роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.
http://s020.radikal.ru/i707/1512/46/de9d5368a406.jpg
Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется Марий Юмын йÿла. Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей, но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков. На молениях всё чаще можно встретить и славянских родноверов, возрождающих славянскую часть общего русского наследия. Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.

Есть среди мари и религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Не редко на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».

ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ http://merjamaa.ucoz.ru/news/vsemarijsk … 0-11-09-97

0

7

АНДЮ МЕРЯНЬ - МЕРЯНСКОЕ ЭТНО ФУТУРИCТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
http://s020.radikal.ru/i722/1512/77/322e8a0cef94.jpg

Я называю себя этнофутуристом. Этнофутуризм как художественное течение и мировоззрение на российских пространствах сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в современность, воспользовались идеями, которые ранее сформулировали эстонские художники. По этому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.
http://s017.radikal.ru/i419/1512/e8/12431c67ac11.jpg

Из Удмуртии идеи этнофутуризма довольно быстро распространились на соседние финно-угорские регионы Мордовию, Коми, Пермь и дошли до Восточной и Западной Европы. Но, хотя этнофутуристическому движению уже два десятка лет, до сих пор не прекращаются дискуссии, что же он собой представляет.

http://s003.radikal.ru/i202/1512/20/b6befca82232.jpg

Кереметь - Мерянский Космос

Вкратце основы этнофутуризма можно обозначить так: Это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в глубоком кризисе. Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой то степени подтверждение кризиса традиционной этнической самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной культуре.

http://s019.radikal.ru/i635/1512/da/786d7936e337.jpg

Кудесник (Волхв) - Мерянский Космос

Постмодернизм конца 20-го века это пожалуй крайняя точка глобального кризиса культуры. Для людей эпохи постмодерна нет абсолютных ценностей, всё в жизни относительно. А если нет абсолюта, традиций, то по поводу всего можно иронизировать, играть смыслами, смешивать их. В итоге в основе постмодерна лежат тотальная игра, ирония и конечно - профанация. Из этого глобального кризиса ищутся разные пути выхода. Один из них - этнофутуризм. Для него главная ценностная система находится в народной архаике, в предках, традиционном мышлении, а значит нет места насмешке и цинизму. Этнофутуризм переносит традиционную ментальность в современность, и сохраняет её, используя современные средства выражения, информационные технологии, современный дизайн, электронную музыку, новые социальные и экономические модели. Появляется новая органика в которой разные формы вплетаются друг в друга и возникает ритуальный подтекст. Пожалуй современных этнофутуристов можно назвать шаманами 21 века. И это не случайно, средневековый кудесник, шаман был философом, врачом, психологом, жрецом и художником одновременно.

http://s61.radikal.ru/i174/1512/2c/fd240e601a7f.jpg

Шуйское Вознесение - Мерянский Космос

Корни российского этнофутуризма есть безусловно и в русском модерне начала 20 века. . Например, картины Билибина – разве это не миф о сказочно красивой богатырской финно-славянской России? Или живописные сказки Васнецова, образы которых восходят к самым архаичным корням нашей культуры…Это верно и потому. что Русский модерн был ответом на опасность раствориться в западноевропейской культуре, которая становилась нормой для российских городов того времени.

http://s020.radikal.ru/i715/1512/2b/5922c2988235.jpg

Видение у Синь Камня - Мерянский Космос

Известно, что русских принято относить к славянским народам. Но этническая основа любой нации всегда складывалась из огромного количества народов и племен. Центральное положение при формировании московитов-русских в средние века занимали финно-угорские народы меря, мещёра, мурома. Они жили на обширной территории современных Московской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. На основе раскопок мерянских древностей ученым удалось установить в общих чертах границы проживания мери около тысячи лет назад. Они включают обширные территории в верхнем течении Волги, в пределах бассейнов таких ее притоков как Молога, Кострома, Которосль, Унжа и все междуречье рек Волги, Клязьмы и Москвы. Именно здесь находится сердце Московского государства — России, и здесь формировалось этническое ядро нашего народа. Северо-Восточные княжества: Ярославское, Переславское, Владимиро-Суздальское, Московское, где позднее воссел Великий князь, полностью совпадают с границами расселения народа Меря.

http://s020.radikal.ru/i701/1512/aa/5fb782be9b30.jpg

Дочь Леса

В нашу бурную эпоху глобализации и утраты своих корней всё больше людей обращают свой взор в глубины древнего наследия — устное народное творчество, художественное выражение самобытности, эпос, мифы... Краеведение, легенды и мифы помогают нам постигать не только историю, но и особенности мышления, мировоззрения наших предков, а главное лучше познавать самих себя, впитывать вековые сокровенные мысли нашего народа. Археология, накапливая бесценные памятники материальной культуры, — орудия труда, утварь, украшения, оружие, отвечает на вопрос: как, в каких условиях жили предки. Эпос и фольклор отвечают на вопросы о внутреннем мире предков: о чём думали и как воспринимали люди многообразный мир в отдалённые исторические времена.

http://s019.radikal.ru/i604/1512/36/a93f81a786c0.jpg

Моё творчество это обращение к своим родовым корням. Мне видится, что осознание своих финно-угорских корней наряду с славянскими и балтскими позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли и обрести наконец Духовную Целостность.

Андю Мерянь.

0

8

Радости Друже!

Олег написал(а):

Но мне важнее донести информацию о народе марийском и его, так и не убитой вере.


полностью согласен, более того , считаю что лучше- более полно именно там сохранилась Ведическая традиция.
За что Им поклон от всех Нас!
УРА!УРА!УРА!

+1

9

Да, у марийцев вера сохранилась, а мы жиду молимся...
Пример надо с марийцев нам всем брать!
У нас не всё потеряно-уничтожено, надо собирать, анализировать, в общем не сидеть сложа руки и ждать, пока нас попы совсем задурят.

0

10

Благодарю, Вова за такое расширенное дополнение информации!!! :idea:

0

11

Нам надо учиться у марийцев, а НЕ У ЖИДОВ!!! :glasses:

0

12

Радости Друже!

Самое главное , на мой взгляд, что Карты не против а даже за делиться с Нами нашими знаниями...
Как Они говорят : Вы забыли свои традиции , Мы их сохранили и готовы Вам вновь их дать.

Так что всем кому хочется практики и действительно работающих знаний - В Путь добрый в Марий Эл  или Карелию.

0


Вы здесь » ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. » НАРОДЫ РУСИ И РОССИИ » ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ ЕВРОПЫ