Автор Александр Матяш
Атеизм и язычество.

АТЕИЗМ И ЯЗЫЧЕСТВО.

Исторически язычеством именуют любые верования, находящиеся за пределами так называемых мировых религий, собственно, религий ставших таковыми в пределах римской империи, или в борьбе с ней. Иначе говоря, потенции иудаизма к распространению были связаны с подавлением местных, внутренних культов, и претензиями на универсальность. Христианство же вообще пришло на место универсальной римской религии, более того, даже содержательно было подготовлено популярными восточными культами, переиначиванием которых и явилось всему остальному миру. А посему собственно языческими, видимо, следует считать народные культы, культы, не претендующие на универсальность большую, чем универсальность земли, народа и прочее, где этот культ бытует. На Руси, к примеру, реформы Владимиром язычества подготовили насаждение христианства, именно претензия на универсальность является главным признаком антиязыческих воззрений. Известно, что в разных частях исторической Руси и ее колоний, имелись различные культы, почитали различные богов, тоже касается и социальных групп (культ Перуна у дружины). Разумеется роль авраамических религий уникальна, уникальна в том смысле, что именно комплекс идей и представлений, связанных с сиро-палестинским, а ранее с Междуречьем, оказался наиболее распространенным в мире. Это все вполне объяснимо, как тем, что наиболее развитые центры тогдашнего формирования мировой цивилизации, находились именно в этом регионе, так и тем, что в дальнейшем именно носители этих религиозных идей, развившихся до вполне универсальной модели миропонимания, осуществляли экспансию по всему свету.

Причем характерной чертой этой универсализации является объявление существующей реальности не истинной, мира этого – падшим, и перенесение всего по-настоящему доброго, истинного, светлого по ту сторону жизни. В этой связи протестантизм, например, как наиболее последовательная форма универсалистской религии, поставил крест именно на исторических формах человеческой жизни, семьи и личности. Та же протестантская, агрессивная идеология являлась и является наиболее последовательной формой как эксплуатации (уничтожения) всего сущего на земле, так и последовательной безграничной экспансии.

Можно сказать, что и атеизм, как он был предъявлен свету, массам людей (история же учения древняя, пожалуй, как и сама человеческая история) являет собой род протестантизма, освобожденного от культовой формы, рационализированного и сохраняющего в себе все те же тенденции к потустороннему насыщению, и уничтожению природной и человеческой реальности. Иначе говоря, являет собой наиболее антигуманную программу истории и ее конца.

Однако представляется, что подобный атеизм есть именно продолжение универсальных культов мировых религий, продолжение этого мирового насилия и мировой экспансии. По существу же атеизмом этот культ потустороннего не является, как не является язычеством культ императора в Риме или владимирский пантеон в Киеве. Потому что язычество есть прежде всего культ земли, рода, человека в его отношении с природой, когда природа является основой всего сущего, матерью, но отнюдь не объектом насилия и по существу уничтожения. Но и атеизм по сути своей есть отвержение претензий монотеизма на существование единого бога, единого потустороннего бога.

Жизнь есть здесь и сейчас, жизнь была и будет – и эта жизнь порождена природой, и является ее частью, и по ту сторону природы и жизни находится лишь небытие, а истина разлита по истории человека и природы. И такой атеизм есть именно культ природы, культ человека – любовное отношение к природе, к людям, к данной нам реальности, объективной, содержащей в себе истину, добро и красоту. Такой атеизм от язычества отличается лишь отсутствием условностей культа, но не содержательно, но не по существу; он привязан к земле, он привязан к людям, но поскольку именно условности оставлены, то он знает, что земля и природа есть всеобщая почва и эта почва, эта реальность едина для всех. В этом основа и для отношений с другими – людьми и народами, основа для снятия исторических противоречий. За вычетом тех рабов небытия, смерти, для кого жизнь состоит в движении по ту сторону жизни - в форме ли религиозных деяний, в форме ли накопления капитала, или в форме рабства, отданной за утешение небытием жизни.
http://oleksamatyas.livejournal.com/76078.html

АТЕИЗМ И ЯЗЫЧЕСТВО.
АТЕИЗМ И ЯЗЫЧЕСТВО.