Анатолий  Глазунов (Блокадник). Разгром жидов на Волге. Продолжение.

Поход  князя Святослава  Храброго против жидовского царства  на Волге

   После гибели князя Игоря  (вероятно, в 945 году) правительницей Руси стала его жена Ольга.  Святослав тогда был ещё ребёнком. Так сказано в нескольких русских летописях. Указывается даже дата рождения - 942 год и место рождения -  Великий Новгород. После смерти отца мальчика  перевезли в Киев. Но не все историки с этой датой рождения Святослава согласны. Некоторые даже утверждают, что Святослав был уже взрослым  после смерти Игоря, и правил самостоятельно в Новгороде, но по части убедительных доказательств они беспомощны. Почти общепризнанный факт: после смерти Игоря правила Ольга в качестве регентши. А чтобы опровергнуть почти общепринятую версию, нужно дать новые железные аргументы и факты, а не просто высказывать своё мнение.

   Хотя в древних сочинениях  об отношении  княгини Ольги   с жидами и жидовским царством   - ни слова, всё  же вкратце о ней сказать надо. И потому, что она мать Святослава Храброго. И потому  что во время её правления произошли  важные изменения в  русском  государстве.

   По самой распространённой  версии Ольга – дочь псковского князя, обрусевшего скандинава. Её первоначальное имя – Хельга.  Потом князь, когда на ней женился,    переименовал  её на Ольгу.  Или это была  всё же  её инициатива? Упоминается также, что она работала перевозчицей на одной из рек  на Псковщине.  Вероятно, перевозчицей в том смысле, что командовала  перевозом  людей и грузов через реку и владела перевозом.  Есть и версия, что она – из царского болгарского рода. Дедом Святослава по матери  был царь Болгарии Владимир. Он был смещён с престола и  ослеплён,  трон же захватил  младший брат – Симеон …
(Виктор Тороп. Иду на вы! – Чудеса и приключения. № 5, 1994).

   Ни в одном вопросе у наших историков ясности и единодушия нет.
   Ольга стала самой любимой  женой Игоря и слыла очень мудрой.  Она и сама очень любила Игоря и  после его гибели не успокоилась, пока люто не отомстила  древлянам  за смерть мужа.

   Древляне привязали  тело князя  к двум согнутым берёзам и разорвали его тело на две части.     Древляне фактически после казни Игоря отделились от Руси.  Баба на престоле в Киеве их не пугала. Более того, древлянский князёк  даже спланировал  жениться на ней и таким образом стать правителем Руси и перетащить в Киев  высшую администрацию  из своих соплеменников. Ольга приняла послов – и приказала  закопать их живьём в землю.  Потом в Киев прибыла ещё группа переговорщиков. Ольга предложила им сначала помыться в  бане, а потом приказала баню с голыми послами сжечь, что и было сделано.  Потом она двинулась с дружиной, взяв с собой малолетнего Святослава, в землю древлян за Днепром.  Она дала согласие стать женой древлянского князька. На могиле Игоря в земле древлянской был организован большой «примиренческий»  пир. Собрались самые знатные представители  племени древлян. И когда они захмелели, воины Ольги их всех  зарубили и зарезали. Потом воины Ольги уничтожили поселения древлян. Разбили их войско. Блокировали столицу Искоростень, а затем и сожгли её. Святослав, конечно, набрался  очень  ярких впечатлений  - так начал вырабатываться его характер.

   Земля древлян была снова  присоединена к Руси.  И это было  первое дело Ольги.

    Затем она провела реформу управления  государством. Были созданы финансовые центры, подчиняющиеся Киеву.  Размер дани был строго определён. Ускорился сбор дани.  Постепенно власть  этих финансовых  центров расширялась.  Под их контролем теперь находились и князьки, и аристократия племён.  Племенные земли стали превращаться в вотчины великой княгини. Ускорился процесс превращения племенных земель в административно-территориальные земли.  Вместо деления на древлян,  северян, радимичей  и пр.  пошло  формирование общего  народа русов.  Русь стала крепче. И это  было второе дело великой княгини Ольги.

   Произошло изменение и в религиозном составе населения.  Сама Ольга приняла христианство, так сказать частным образом в 954 – 955 (по другим данным в 957). Она прибыла в Константинополь с купеческим караваном.  На Босфоре у стен города ждала долго аудиенции с императором Константином  Багрянородным. Была унижена долгим ожиданием. Встреча всё же состоялась, но отношения не сложились.  Император считал её некрещёной, называл в своём сочинении об этой встрече  - Хельгой.  Константин Багрянородный умер в 959 году.  В этом   же  году Ольга посылала  послов к императору Оттону, просила  епископов.  В 961 прибыл Адальберт.  Но и с католическим Западом отношения  тоже  не сложились.

   Официальное крещение  Ольги в Константинополе произошло в 961 году при сыне Константина Багрянородного  Романе  Втором.  Император  надеялся, что после этого последует крещение  населения  в Киеве, а затем и всей Руси.  Но сие не произошло.  Самостоятельно  проделать это дело она не решилась.  Она попыталась уговорить сына переменить веру, поменять Перуна  на  Иисуса Христа, но Святослав отказался.  Матери заявил, что его высмеют   дружинники.  Но дело было не только в дружине. Никакого смысла в перемене веры для себя, дружины и всего народа он не видел.  К тому же он начал войну сначала с христианской Болгарией, а потом и с христианской Восточной Римской империей.  Ольга была от этого в тоске, но не настаивала.

   Тем не менее,  христианская партия в Киеве при Ольге увеличилась в количестве и усилилась.

   Об отношениях  св. Ольги с жидами  данных нет.   Был ли рост жидов  в Киеве? Об этом никаких данных нет.  Платила ли  она  жидовскому царю?  Об этом тоже  никаких данных. Некоторые историки пишут, что княгиня Ольга проживала постоянно в Вышгороде, в 20 километрах  от Киева,  ибо в Киеве  находилась   жидовская администрация и гарнизон из хазарских  воинов.  Но никаких фактов об этом нет.  И почему жидовский царь, если Ольга была его  вассалом,  разрешил  ей принять  христианство?

   Умерла Ольга, если верить Нестору,  в 969 году.  Некоторые историки указывают на 971 год.  Другие указывают «точную дату» - четверг, 15 июля 961 года… 

   При её жизни  Святослав начал и войну с христианской Болгарией и христианской империей ромеев.  Радости  христианке  Ольге эти войны, конечно,  не доставляли. 

   Если она умерла в 969, то поход её сына против жидовского царства произошёл ещё при жизни Ольги.

   В отличие от  предшествующих правителей Руси,  о внешнем облике которых нечего неизвестно  (ни картин, ни гравюр, ни рисунков) изображение Ольги дошло до нас. Это очень старая фреска в Киевском Софийском соборе.  «Княгиня Ольга и Константин Багрянородный  в ложе константинопольского  ипподрома». Фреска 11–го  века.  Ольга здесь уже в возрасте и выглядит весьма страшноватой.  Но насколько соответствует эта фреска реальной Ольге?  Да и фреску автор писал через 100 лет после смерти Ольги.  Перерисовал ли он её с более древних фресок или рисунков или  высосал образ из пальца?   

   Теперь о Святославе.  Когда и где родился?  Ответа нет. Большинство  считает, что  он  - родной  сын Ольги  и Игоря. Но есть версия, что Ольга была бездетна, и   Святослав  - её приемный сын. Есть мнение, что  мальчика   осенью 942 выкрали   у славянской жрицы-пифии  и дали имя СвЕтослав, а не СвЯтослав. Ольге  тогда было   56  лет, Игорю -  61.   
(Надежда Трутнова. Песнь о побиении Иудейской  Хазарии Светославом Храбрым // Я – Русский. № 4. 1998).   

   В 4-х летнем возрасте  Святослав был посвящён в воины. Когда ему исполнилось  10 лет, княгиня отвезла его в Ладогу (или Новгород), где  в боевой дружине и проходило его воинское воспитание под руководством воеводы Свенельда.   

   Об этом князе  немного  известно  также из рассказа Нестора. Описание его образа жизни дано  в 52 – 53 стб. Ипатьевской летописи  (ПСРЛ, Т. 2, М., 1962, Стб. 52 – 53). Образ  князя был симпатичен Нестору.   Нестор подчеркивает воинственность князя-витязя:
   С  воинами  многими и храбрыми  он  ходил легко, как барс,  на многие войны.  Возов с собой не возил. Не имел ни котла,  ни мяса не варил, но тонко изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях пёк.  Спал без шатра,  расстелив на земле подседельный  войлок  и  положив  седло под голову.  И воины его были такие же. 
 
   Портретов  князя, к сожалению, нет.  Нет  точных данных о месте захоронения князя.  Одна из версий – на острове Хортица  на Днепре.  Но даже  если бы нашлась могила, восстановить по черепу внешний облик князя – невозможно.  Князь  в 972  погиб в схватке с  печенегами (христиане Киева отказались ему помогать), а потом  по приказу  печенежского хана   у мёртвого тела   князя   отрубили голову, а из черепа, отделав его золотом,   сделали  чашу, из которой печенежский  хан  Куря  любил пить вино на пиру. Потом эта чаша  где-то потерялась.

   Но сохранилось всё  же одно  словесное  описание  внешности князя Святослава, которое   дал святой Михаил, болгарин по национальности. Он был первым русским митрополитом (прибыл на Русь в 987),  одним из самых ранних православных святых, дипломатом и писателем   мирового масштаба. Его исторические сочинения оказали большое влияние на православную историографию. Он вместе со Святославом участвовал в освобождении Крита от арабских пиратов. Во время русско-ромейской войны он оказался на стороне императора, против Святослава,  но с уважением продолжал относиться к русскому князю и его воинам.  Он видел в 971 году  Святослава во время переговоров с императором  Иоанном Цимисхием  под Доростолом и оставил такое описание: «После утверждения мирного договора Сфендослав (так ромеи называли Святослава) попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы.  Государь не уклонился и,  покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к  берегу  Истра  (Дуная),  ведя за собой многочисленный отряд сверкающих золотом вооружённых всадников.  Показался  и Сфендослав,  приплывший   по реке в   ладье.  Он сидел на вёслах и грёб вместе со своими приближёнными, ничем не отличаясь от них.
   
Вот какова была его наружность:  умеренного роста, не слишком высокого  и не слишком низкого,  с мохнатыми бровями  и светло-синими глазами, курносый,  безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности   рода.  Крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым  и диким. В одно ухо у него вдета была  золотая серьга. Она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одежда его была  белой и отличалась от одежды его приближённых только чистотой.

   Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира  и уехал.  Так закончилась война ромеев со скифами  (русами)» .   
(История Льва Диакона Калойского и др. сочинений византийских писателей.  - СПб., 1820,  С. 87 – 97).

Поход князя  Святослава  Храброго против  жидовского царства.  Уничтожение жидовского царства
 Поход  князя Святослава  Храброго против жидовского царства  на Волге
Князь   Святослав  Храбрый.   Художник   Иван Глазунов.

Вопрос: откуда взяты сведения о походе русских в Жидовскую землю?
   Ответ:  в основном из русских летописей, а также из  сочинений  арабских писателей  того времени.

   В «Повести временных лет» Нестор писал, что Святослав в 964 (6472 год  от сотворения мира) пошёл в землю вятичей на Оке и  верхней Волге. «Кому дань даёте?  – спросил он их»,  хотя, конечно, знал, что платят дань жидовскому царю. «Они же отвечали: казарам шелегу (то есть по серебряной монете) от сохи даём».  Вятичи из-за своего ближайшего соседства  с жидовским царством не повезло больше остальных славян.  Они платили дань дольше всех. 

   На следующий год, в 965 (6473 год от сотворения мира) Святослав пошёл уже  «на казары».
   «Пошел Святослав на казары.  Услышали же  казары и вышли с князем своим каганом. И сошлись биться и была брань и   одолел их Святослав  и град их и Белую Вежу (Саркел) взял,  и ясов победил  и косогов».  Ясы обитали на Дону, касоги – там, где ныне Краснодарский край, у Черного и Азовского морей.  И ясы и косоги  сражались на стороне жидов.
   
А в 966 (6474),   писал Нестор, Святослав ещё ходил в поход в землю вятичей, обложил их данью в общерусскую казну, то есть официально присоединил  землю вятичей к Руси.
(Повесть временных лет. Т. 1, М.,  1950, С. 46 – 47).   

В Иоакимовской летописи тоже ясно сказано:
   «Святослав воевал с казары, болгары и греки» .
  (Татищев. Часть 1, Л., 1994, С. 111).

   Вопрос: почему в русских летописях нет названий «жидовская земля», «жидовское царство»,  «жидовская  Хазария»,  «поход против жидов»? Некоторые историки   полагают,   что по причине  жидовской цензуры при князе Святополке. Но может быть, Нестор и другие летописцы просто мало знали о  жидовской Хазарии. Ведь официально  земля эта  называлась Хазарским каганатом, а не Израилем  и не Жидовией.  И  хазарами тогда  часто  именовали не только хазар по крови,  но всё население, в том числе и жидов.  И жиды не возражали, как они не возражают, когда  ныне их  некоторые  называют   россиянами или даже – русскими. Они и сами себя так часто  называют, например,  на телевизионном экране.

   Иметь надо  также   в виду, что  основным   контингентом в войсках, которых посылал жидовский царь на Русь, были не жиды, а  хазары, булгары, ясы,  косоги и пр. нацмены, обитающие в жидовском царстве.
   Да и мало было тех, кого опрашивали летописцы.

   Также  не забудем, что много  «языческой» литературы было уничтожено христианами.
   
В русском  эпосе  слова «жидовская земля», «жидовин», «жидовская  сила», «Змей с горы Сион»  присутствуют.  То есть слово «жиды» уже было в живом русском языке  до принятия христианства.  Вероятно, слово «жиды» было всё же и в древних русских летописях, которые не сохранились.

   Некоторые истории предполагают, что, может быть, что-то было о походе  Святослава  против жидовского царства и в  сочинениях  первого русского  митрополита Михаила. Он приехал на Русь в 987. Распространял христианство. Писал, кроме богословских, также и   исторические сочинения. Но большинство его работ не дошло до нас. Но, может, и там ничего не было сказано про поход Святослава, ибо христианам было невыгодно  прославлять  языческого князя.  Много писал о русах  в 11 веке историк Иоанн Скилица. Некоторые считают его даже родственником Святослава.   Но  из того, что известно,  о походе Святослава на восток нет ни слова.

   Теперь переходим к арабским источникам. Арабский географ и историк  ал-Мукаддаси  в своей «Книге  лучшего разделения в познании климатов»  в 985 – 986   писал: «Затем слышал я, что войско из ар-Рум, которых (воинов) зовут  ар-Рус, напало на них (жидов) и овладело  их страной».     (Гаркави. Сказания мусульманских  писателей о славянах и руссах. С. 282).

   Подробные сведения  о вторжении русов  даны в трёх местах в  «Книге путей и государств» известного арабского географа, купца-путешественника и шпиона Ибн Хаукаля.     (Гаркави. Там же. С. 218 – 220).   

Он поведал, что  русы пришли в Хазарию с севера, опустошив  перед этим земли буртасов и булгар.  Потом русы взяли и опустошили Итиль, Самандер и другие города. Писал свою книгу Ибн Хаукаль в 976 и  в последующие годы. Сведения собирал  сам в прикаспийских степях. Имеющие огромную ценность  высказывания из его книги  о вторжении русов  я даю  при описании   похода  князя Святослава.

    Краткие, но ценные сведения о судьбе последнего жидовского правителя  и его приближённых дали   арабские писатели  Ибн Мискавейх  и Ибн ал-Асир.
(Новосельцев  А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,   С 222).
  Вопрос:  Известна  ли дата похода русов  на восток?
   Ответ:  Приблизительно – да.  Но  точной даты, которую бы все историки признали,  – нет. 
   Исследователей ставило в тупик несходство в датах русских и арабских источников.  Нестор писал, что  поход Святослава  был в 965 году, а  Ибн Хаукаль – в 968-969.  Некоторые указывают на 964-967. Несходство, конечно, небольшое,  для  массового читателя достаточно приблизительной даты, но для дотошных исследователей желательна точность. Легче было бы определить дату восточного похода, если бы точно было известно  время    русско-болгарской и русско-ромейской  войн на Балканах.  Но и здесь нет единодушия среди историков. По русским летописям, Святослав туда прибыл в 968,  в 969 он  был  в Киеве,  а в 971 году он снова в Болгарии-на-Дунае. Значит,  поход на восток мог быть  в отрезке с 964 до 968.  Либо с 969 по 971.  Но не все историки с этим  датами  согласны.

   Некоторые  утверждают, что поход  против жидовской Хазарии  был в 968, и сразу оттуда русские войска пошли  в Болгарию-на-Дунае.  Ссылаются на   арабского географа  Ибн Хаукаля, который   указывал, что Русы   с территории  бывшего Хазарского царства  ушли в   Рум и в Андалузию.

   Некоторые историки  пытались примирить  русские  и арабские   две даты. Они заявили, что поход князя Святослава длился  три года, с  965 по 969.  Но эта гипотеза противоречила утверждению Нестора  и других источников, где указано, что в 966  Святослав снова ходил  в землю вятичей  (хотя фактически этот поход – часть войны с жидами).  А в 968-969,  по данным Нестора и  Льва Диакона,  Святослав воевал  в Болгарии-на-Дунае, на расстоянии более 2 тысяч километров от Итиля. 

    Другие историки полагали, что походов было два. В 965 – первый, но об этом походе не знал арабский географ   Ибн Хаукаль. В 968 – 969 – второй поход,  но об этом походе не знал Нестор и греки. В русских летописях указано, что в 968  году  Киев блокировали  печенеги,  и летом этого года Святослав вернулся с конной дружиной в Киев, собрал ополчение и отогнал печенегов в степи. Похоронив мать, Святослав вернулся в Болгарию-на-Дунае не ранее весны 970. Значит, в 968 или в 969 он действительно мог возглавить  небольшой  поход на Волгу или послать войско добить жидов.  Большой поход организовывать против жидов уже не имело смысла, ибо основная  армия жидовского царя Иосифа  была в генеральном сражении  в 965 году уже  полностью  и необратимо разгромлена.

   Некоторые историки полагают, что поход был один – в 965, а  Ибн Хаукаль что-то напутал.  Другие полагают, что поход был один, но не в 965, а в 968 – 969, а наш Нестор напутал с датой.  Он писал  на 100 лет позже похода, и ошибка в несколько лет  простительная.

   Другие полагают, что ошиблись и арабы, и Нестор. Вообще даты древних писателей всегда приблизительны.

   А историк А.Г.Кузьмин  посмеялся над всеми другими историками.  И  заявил,  что поход был один – в 969, но  наш Нестор ничего не напутал, указав на 965.  Просто Нестор  пользовался  другим календарём,  и господам-историкам, намекнул Кузьмин,  следовало бы об этом знать. Дело в том,  что календарей,  заимствованных христианами от израильтян, ведущих счёт со дня  сотворения мира,  было несколько из-за неясности с датой рождения   Иисуса Христа. По одному календарю поход был в 965, а по другому – в 969.
(Кузьмин А. Г.   Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969, с. 87).
А в 970 – 971  князь Святослав уже продолжал воевать на Балканах.

   Учитывая разнобой во мнениях (очерк рассчитан для массового читателя), давайте довольствоваться  неопределённой  датой. Поход  князя Святослава  против  жидовской Хазарии имел место где-то  в отрезке с  964-965  по 969.

   Вопрос:  «Известен ли маршрут  похода?»
   Ответ: Единодушия среди историков и по этому вопросу, естественно, тоже нет. Одни  утверждают, что  князь Святослав пошёл сначала в землю вятичей, а оттуда  на  Саркел, оттуда в Прикубанье и Приазовье, а   в восточную часть жидовского царства лично он не ходил. Другие утверждают, что он пошёл на Саркел не из земли вятичей, а из Киева. Другие пишут, что  русские  сначала по  Днепру  и Десне прошли   в верховья, а оттуда  волоком  ладьи   в Оку, а потом вниз  по Волге.   Другие пишут, что  русские  воины пешком  и на конях пошли в землю вятичей, там построили флот и пошли вниз по Волге… Одни считают, что генеральное сражение с войсками жидовского царя  произошло  у Итиля, другие  - у Саркела... Одни историки утверждают, что поход был один, другие утверждают, что походов было два.  Одни историки утверждают, что Святослав участвовал в обоих похода. Другие утверждают, что во втором походе  главные участники – норманны…

   Из-за множества гипотез у читателя  статей  и книжек о  жидовской Хазарии может возникнуть каша в голове.  А если  читатель прочитал только одного или двух историков,  может появиться  в его голове   искажённое представление о событиях  на Волге. Поэтому целесообразно к мнениям большинства историков относиться  скептически,  гипотезы считать за гипотезы, а не абсолютную истину.  И терпеливо довольствоваться той  общей картиной тогдашних событий, которая уже проявлена.

   Истина в том, что русские войска во время правления  князя Святослава   в отрезке времени  с 964 по  969  ходили в жидовскую землю.  Разрушили жидовское царство на Волге, стёрли его с политической карты Евразии.

    Ну а если  кто хочет иметь перед глазами  более конкретную  картину вторжения и действий русских войск на территории жидовской Хазарии,  то самая распространённая версия  такая.  Русские войска  пошли   из Киева на Оку и верхнюю Волгу в 964  или 965. Там земля кривичей  и вятичей, прекрасных строителей боевых  судов.  Там  был построен флот, и оттуда  - на юг  прямо по Волге, а часть войска по берегу  Волги. 
  (Н. Знойко. О походах Святослава  на восток. ЖМНП,  Т. 18,  1908,  ноябрь, Стр. 258  и след.).

Русские  войска вошли вначале в  землю булгар и буртасов – военных союзников и вассалов жидовского царя.  Святослав  пожёг и разрушил их поселения. Так  сказано в арабских источниках. Сжёг город Булгар.  Археологические исследования подтверждают грандиозный пожар, который был в этом городе  в  середине 10 века. Потом снова вниз по  матушке Волге, по широкому раздолью на столицу Итиль. Конница русских и союзников-кочевников    продолжала идти по берегу Волги.

   Вероятно, перед городом  произошло  всё же крупное  сражение и войска жидовского царя были разбиты.

   В столице  жидовского  царства  Итиль  мало  было каменных и кирпичных зданий. В основном -  тысячи деревянных домов и  войлочных шатров.  Русские устроили грандиозный погром. Забрали всё, что могли.  Защитники Итиля были истреблены.  Богатое  жидовское  и принявшее  иудаизм   хазарское  население  истреблено.  Конечно,  много  хазар, которые  хорошо знали  родные  места,   успело  спрятаться  в  дельте Волги  и на островах в Каспийском море. 

    Святослав, вероятно, побывал и на острове, где был кирпичный  дворец жидовского правителя. Посидел на его троне.  Русы  устроили  большую весёлую  трапезу.  Потом город, из которого русские  взяли всё, что имело ценность,  заполыхал  и скоро – сгорел. Был огромный город  жидовского царства, осталось одно пепелище.

   Из Итиля  русские войска   пошли на  Северный Кавказ, взяли крупнейший город   в регионе  -  Семендер.  Те жители, которые избегли  меча русских, устремились в Джурджан и там, по свидетельству арабского писателя  Ибн-Хаукаля, ещё в 973 году ждали возможности  возвратиться домой  и  жить под властью русских.
( А.  Я. Гаркави. Сказания мусульманских  писателей о славянах и русских.  СПб., 1870. Стр.. 219. 
В. В. Бартольд. Арабские  известия о русах. Сов. Востоковедение. Т. 1. 1940.  Стр. 35. 
Артамонов  М. И. Белая Вежа. Стр. 42 и след.).

   Оттуда  русские   двинулись вдоль Кавказского хребта на запад, вторглись в земли союзников жидовского царя -  ясов (предков осетин)  в Придонье   и косогов (предков кабардинцев, черкесов) в   Приазовье. Пожгли их поселения.  Не служите жидам! 

   Обратимся к арабским источникам. Арабский географ и историк  ал-Мукаддаси  в своей «Книге  лучшего разделения в познании климатов»  в 985-986   писал (я его уже цитировал): «Затем слышал я, что войско из ар-Рум, которых (воинов) зовут  ар-Рус, напало на них (жидов) и овладело  их страной». 
  (Гаркави. Сказания мусульманских  писателей о славянах и руссах. С. 282).
Источник надёжный. Со  времени вторжения русов   прошло всего около 20 лет,  и  Мукаддаси  вполне мог слышать  об этом вторжении.

   Более подробные сведения даны в трёх местах в «Книге путей и государств» («Книга облика Земли»)  известного арабского географа , купца-путешественника и шпиона Ибн Хаукаля.
(Гаркави. Сказания мусульманских  писателей о славянах и руссах. С. 282).
Он поведал, что  русы пришли в Хазарию с севера, опустошив  перед этим земли буртасов и булгар.  Потом русы взяли и опустошили Итиль, Самандер и другие города. Писал свою книгу Ибн Хаукаль в 976 и  в последующие годы. Сведения собирал  сам в прикаспийских степях. Описал  главный город волжских булгар -  Булгар,  это была очень хорошая гавань для торговцев разных стран. «Но Русы, - писал Ибн Хаукаль, - ограбили его, Хазран,  Итиль, Самандер в 358  году (в переводе с арабского летоисчисления – в 968-969)». 

   «Но Русы напали на всё это, разрушили, что было по реке Итиль, принадлежащее хазарам, Булгарам и  Буртасам и овладели ими.  Жители же Итиля убежали  на остров Баб-аль Абваба, а часть их живёт на острове  Сиа-Ку (Сийах-кух)».  На карте в сочинениях Истахри острова с таким названием,  действительно,  имелись в Каспийском море. Острова носили названия противоположных им мест на материке.  Остров Баб-аль-Абваб назван  по городу с таким же названием. Остров Сиа-Ку или остров Чёрной горы назван так по Уральским  (Чёрным) горам. 

   Далее  Ибн  Хаукаль писал:  «В настоящее же время не осталось и следа ни от Булгар, ни от Буртасов, ни от Хазар, ибо Русы напали (и истребили) всех их, отняли у них все  эти области и присвоили их все себе. Те же, которые спаслись от рук их, рассеялись по ближайшим местам, из желания оставаться вблизи своих стран, и надеясь заключить с ними (Русами)  мир  и  подчиниться им».
   О городе  Самандер и его судьбе   Ибн Хаукаль писал так: «В этом городе было много садов, говорят, что он содержал около 40 тысяч  виноградников».

    «Но вот пришли Русы и не осталось в городе ни винограда, ни изюма». 
( Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990,   С. 221).

   Но,  может,   Ибн Хаукаль и преувеличил число уничтоженных виноградников.  Истахри и Якут писали  лишь о 4 тысячах виноградников в Самандере.

   «По всей видимости,  писал Артамонов, -  Святослав ставил себе целью  овладение не только волжским, но и днепровско-донским направлением русской торговли с Востоком, на котором  важнейшую роль играл Керченский пролив. Именно туда он и двинулся после разгрома  собственно Хазарии.   Иначе невозможно объяснить  его  столкновения с ясами и касогами, жившими  в центральной части   Северного Кавказа  и в Прикубанье.  Письменные источники  ничего не сообщают о  пребывании Святослава   на Керченском проливе,  но тот факт, что  только после разгрома  Святославом хазар (жидов), которые  держали  в  своих  руках  Керченский  пролив, там появляется Тмутараканское  княжество, позволяет полагать, что именно в результате похода  Святослава  Русь захватила контроль над этими важнейшими для её  торговли  воротами  на Восток».
(Артамонов М. И. Саркел – Белая  Вежа.  Материалы и исследования  по археологии СССР. Труды   Волго-донской археологической экспедиции.  !952. Т. 62.  Стр. 52.)

   Разбиты были сторонники  жидовского царя и на Таманском полуострове,  разграблен главный город  Самкерц (Таматараха, позднее  -  Тмутаракань, сейчас Тамань).

    А  потом  русские войска   пошли  на  крепость Саркел. Одни историки утверждают, что генеральное сражение произошло около Итиля,  другие – около Саркела. Именно здесь, у Саркела, вероятно,  были основные войска жидовского царя, который, узнав от жидов-шпионов, о  том, что князь Святослав подготавливает  вторжение,  решил    встретить  русских  при переправе,  там,  где Волга близко подходит к Дону, одним словом,  недалеко от Сталинграда (Волгограда).   

   И как разгром немцев под Сталинградом привёл к коренному перелому  в русско-немецкой войне, так и разгром  войск жидовского царя  у Итиля и Саркела привёл к коренному перелому  в русско-жидовской войне.  И братское  кладбище русских воинов, а также остатки их врагов, остатки армии жидовского царя находятся или на дне Цимлянского моря или рядом.  Море это появилось на карте Европы  только  при Сталине  в 1952 году.

   Из Белой Вежи  Святослав пошёл на север,  к вятичам, в те места, откуда начал свой восточный  поход, ибо  целью  его было не только  сокрушение  жидовского царства, но  и присоединение  земли вятичей в состав Руси. Вятичи сильно  сопротивлялись, но были разбиты  и подчинены. Святослав закончил объединение  восточных славян   в единое Русское государство.

   По этой версии князь Святослав пробыл в походе около трёх лет, с 964 или 965 по 969 или 968.  И прошёл с войском около 6 тысяч километров.

   Князь Святослав  принадлежал к числу «свирепых»  завоевателей.  Иначе было и нельзя  тогда  на исторической дороге. В Болгарии-на-Дунае он позднее «за измену»  посадит на кол 20 тысяч христиан-болгар и греков. А после того, как в войне с христианской империей ему не повезёт и  он будет вынужден с небольшим войском уйти из Болгарии, русские в жертву своим богам перебьют ещё много христиан-пленных и утопят в Дунае множество христианских  младенцев, если верить  греческим писателям. И у нас нет оснований предполагать, что на Волге,  Доне, Тереке, Сулаке и  Кубани  русские были менее «свирепы», чем на Дунае. Жидов и их союзников русские  сильно ненавидели. Значит, множество жидов и их союзников (хазар, буртасов, булгар, ясов, косогов и пр.) русские зарубили мечами, боевыми топорами и  проткнули  копьями во время «свирепых» захватов городов и поселений.  Может даже и жидовских младенцев  вместе с петухами  резали и топили в  Волге в жертву своим  богам.
   
Жиды  и хазары, принявшие жидовскую веру, составляли самую богатую часть населения царства.  И именно потому их русские  в  первую очередь и потрошили.  И если в Самандере, как пишут древние арабские историки, не осталось  после прихода русских войск   «ни винограда, ни изюма»,  то во всех городах и поселениях не осталось, вероятно,  и ни одного богатого жида.  Кто не успел удрать, были истреблены. 

   Неприязнь и даже ненависть к жидам у большинства народов Земли, как известно, явление повсеместное. Хазарские жиды также не составляли исключение.  Хазары, аланы, булгары, буртасы, гузы и прочие народы, которых подмяли тогда жиды,  уяснив, что русские сокрушили главные силы жидов, также начали  грабить и убивать жидов.  Особенно свирепствовали гузы,  большая часть  которых  жила за Волгой.

   Да, русские  тогда  устроили   грандиозный погром против жидов. 
   Уничтожено всё  жидовское   паразитическое царство.

   Остатки жидов, захватив, что можно было унести  из ценностей, золотишко, серебро, драгоценные камни, конечно, в ужасе  пытались бежать от погрома. Бежали на восточное побережье Каспийского моря,  на острова Каспийского моря, в Среднюю Азию, бежали  на Кавказ  (в Дагестан и   землю чеченцев)  бежали, за Кавказский хребет, бежали в Крым…

   После  разгрома жидов князь Святослав  западную  часть этого царства   присоединяет и   ставит  под  русский контроль. Большая территория, населённая вятичами,   освобождена от власти жидов и  включена в состав Русского государства.

   Придонье, Прикубанье, Таманский полуостров –  под контролем Киева.  Жидовская крепость Саркел – превращена  в русский степной форпост Белая Вежа.

   Правы те историки, вероятно, которые полагают  что Тмутаракань –  в 10  и  11 веке  стратегически очень важная часть Русской земли.  Русские отсюда контролировали пролив из Чёрного моря в Азовское и вход в Дон.  Русские отсюда контролировали весь Дон до поволоки к Волге. 

   Всю территорию до Нижней Волги и Каспия и Северный Кавказ Святослав  поставить  под полный контроль  ещё, конечно,  не мог.  Какого-то наместника он по некоторым источникам всё же оставил. Но территория была явно великовата  для  установления русского порядка.  От  идеи  сделать столицу Русского государства на Волге князь Святослав  отказался.  Его всё же больше привлекала идея перенести столицу  из Киева в Переяславец  на Дунае. Поэтому и все военные  силы после разгрома  жидовского царства  Святослав решил  направить  против  христиан - болгар и ромеев.

   После ухода основной массы русских войск вернулись на пепелище в Итиль  жидовский царь, часть его аристократии и немного  наёмников-мусульман. Но  жидовский царь  скоро понял, что возродить   былое    царство уже  невозможно.

   Огромный материальный, экономический урон, который нанесли русские,  было уже не восполнить.  Русские  опозорили жидовского царя в глазах тех народов, которые раньше платили   ему дань.  Народы осмелели и  больше не желали подчиняться  жидам. 

   Тогда жидовский царь  запросил  помощи у  Хорезма.  В ответ   среднеазиатский хан потребовал переменить веру. Жидовский царь и уцелевшие верхи Хазарии вынуждены были  согласиться  поменять жидовскую веру  на мусульманскую. Об этом писали  арабские писатели  Ибн Мискавейх  и Ибн ал-Асир
(Новосельцев  А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,  С.  222).

На территорию бывшего жидовского царства  прибыли отряды из Хорезма. Ибн ал-Асир писал: «После этого  и их  (жидовский) царь  принял ислам».

   К сожалению,  имя  этого  жидовского царя, который принял ислам,   нигде  не указано. Несколько лет существовал на Волге подчинённый Хорезму мини-огрызок Хазарии с царём,  который был жид по национальности  и  мусульманин по вере, с которым никто не считался. Но скоро и огрызок  Хазарии  развалился и растворился. В 985 году хорезмийцы из Хазарии ушли,  а  жиды в этом регионе сократились в числе и полностью потеряли власть, ибо не было возможности присосаться к местному  населению.  Немного жидов осталось лишь в Дагестане, в Тмутаракани и в Крыму. А Хорезм удержать под контролем   стратегически важный кусок территории  около Волги тоже  не мог по причине своей слабости.

    Вероятно, отчасти и Нижняя Волга стала  также     сферой влияния  русских.  Русы получили свободный выход  к Каспийскому  морю. В 10  и 11 веках русские военные отряды не раз появлялись в районе Дербента.  Русские  стали закрепляться не только на побережье  Азовского моря, но и  на Северном Кавказе.  Подчиняли  земли  ясов, косогов - предков современных осетин, балкарцев,  черкес и абазинцев.

   Победа русов положила конец экспансии жидов   на огромной части  восточной Европы.  Победа русов  сделала невозможным распространение  жидовской религии в восточной Европе.
 Поход  князя Святослава  Храброго против жидовского царства  на Волге
Итак,  была жидовская Хазария и  от русского меча исчезла. Были жиды, и пропали  на этой территории  надолго. Были хазары и исчезли навсегда как народ.  Это было наказание хазарам  за сотрудничество  с жидами.

   Отметим также, что за разгромом  жидовской Хазарии  последовало  и ограничение  жидов  в Вавилонии  и  ограничение  жидов  в Западной Европе.  Здесь во время крестовых походов начнутся  повсеместно  большие погромы  против  жидов. 

   Позднее поднимется на 17 метров Каспийское море. Волга изменит  своё  русло.  Большие территории, где обитали  жиды и хазары,  окажутся под  водой.  Под водой, под  илом и песком по сей день находятся  могилы жидовских царей и жидовских  начальников и торговцев.  Начнёт наступать и  сухая Степь, и тогда другая часть  бывшего жидовского царства  будет засыпана   песком и пылью.   

http://www.pravda-pravo.ru/forum/index.php?topic=572.0