ГОСТОМЫСЛ
Годы жизни ... ??? г. - 862 г.(?)
Сыновья ... четверо, погибли до смерти Гостомысла...
Согласно летописным источникам предводитель новгородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новгородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новгородских земель одного из вождей варяжских. Следуя завещанию Гостомысла, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 г. отправили посольство за море, к варягам, со словами «…земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходити княжить и владеть нами».
Княжить в земле Новгородской был призван варяжский вождь Рюрик (внук Гостомысла, завещавшего еще в 844 г. город Ладогу сыну своей средней дочери Умилы).
По летописной традиции могила Гостомысла находится в районе Волотова холма близ Новгорода.
Из огромного количества источников считается, что Гостомысл был одним из первых новгородских посадников, или князем в Новгороде(в списке посадников указан первым).
В летописях Степенной Новгородской книги указывают, что Гостомысл умер в глубокой старости. Могила его существует якобы в районе Болотова холма близ Новгорода. По данным Иоакимовской летописи XVII в., перед своей смертью (844) Гостомысл пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей с о-ва Руген (совр. Рюгеи в Германии) для соблюдения династич преемственности.
Его имя встречается в западных анналах как имя вождя вендов (западных славян), однако в древнерусских летописях впервые появляется он в источниках только XVI века как инициатор «призвания варягов».
В Воскресенской летописи сообщается, что варягов из Пруссии призвали по совету Гостомысла: "...И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житiе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ ..."
Гостомысла прославляют легендарным новгородским старейшиной, князем. Во многих летописях таких как в Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться Русью. Они поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень и построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.
В Иоакимовской летописи в изложении В. Н. Татищева имеются сведения о происхождении Гостомысла из из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отец Гостомысла Буривой воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла, который придя в Великий град, захватил власть, расквитался с варягами и отказался выплачивать дань захватчикам. Заключив с ними мирное соглашение, Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.
По данным летописи Гостомысл очень храбрый человек и мудрый правитель. Собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем, а соседи боясь войны с ним посылали ему дары и дани. Многие иноземные правители приходили морем и землею, видеть его суд, спросить у него совета, “вкусить его мудрости”.
У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Дочери вышли замуж за соседних князей. Одни сыновья умерли собственной смертью. Другие погибли на войне. Поэтому унаследовать власть было некому. Но однажды во сне Гостомысл увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал истолковать его сон. Волхвы-вещуны заявили, что наследниками будут сыновья Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей “за море” - за своими внуками.
*******
История Русского государства уходит глубокими корнями в старину. Версии историков о происхождении славян, становлении их культуры, начале государственности – противоречивы. Первые русские летописцы появились лишь в XI веке. Описанные ими события, относящиеся к предыдущим векам, основаны, в целом, на изустных сказаниях и преданиях, наполненных легендами и вымыслом. До сих пор трудно однозначно ответить, кто такие славяне, откуда пошла Русская земля, как начиналась Русская государственность...
Легенды (христианские. прим. Олег) повествуют так. После всемирного потопа три сына Ноя Сим, Хам и Афет разделили землю: восток достался Симу, южная сторона – Хаму, север и запад – Афету. От племени Афетова пошел славянский народ. Спустя много времени славяне расселились по Дунаю, а затем перешли или были вытеснены далее на восток. С давних времен жили славянские племена на своих землях под разными местными названиями. СЛОВЕНАМИ назывались те, которые поселились около озера Ильмень. Они построили город и назвали его Новгородом. Согласно летописи первого новгородского епископа Иоакима, первокнязем там был некто Словен, затем три его сына, а в девятом поколении от них родился новгородский князь Гостомысл, завоевавший своей храбростью и мужеством уважение и страх своих соседей. Селились славянские племена особо друг от друга, в основном, держась русла рек и их притоков. Поляне обитали на Днепре. Согласно летописи, три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь построили на Днепре город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Городу этому суждено было стать вскоре центром Киевской Руси.
Славяне жили небольшими общинами, которые сосредотачивались в городах, имеющих укрепления. Управлялись племена своими князьками. Племена вели между собой мелкие войны и не в состоянии были объединенными силами противостоять внешнему врагу.
Славяне обожествляли природу, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т.п. Их религия отражалась в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах. Они умели строить деревянные жилища, укрепляя их рвами и земляными насыпями. Делали ладьи и рыболовные снасти, возделывали землю, разводили домашних животных, пряли, ткали, шили, приготовляли напитки и кушанья – пиво, брагу. Ковали металлы, обжигали глину, знали меры веса, длины, монеты; имели свои музыкальные инструменты.
На войну ходили с метательными копьями, стрелами и мечами...
Кроме славянских народов, по сказанию Нестора, жили тогда на территории нынешней России много иных племен: МЕРЯ вокруг Ростова и на озере Клешине или Переяславском; МУРОМА на Оке, где она впадает в Волгу; ЧЕРЕМИСА, МЕЩЕРА, МОРДВА на юго-восток от мери; ЛИВЬ в Ливонии, ЧУДЬ в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; НАРОВА там, где Нарва; ЯМЬ или ЕМЬ в Финляндии, ВЕСЬ на Белоозере; ПЕРМЬ в одноименной земле; ЮРГА на Оби и Сосьве; ПЕЧОРА на реке Печора.
На юг от славянской земли было Черное море и земля греческая. То была могущественная империя – Восточная Византия со столицей Константинополем. Русские потом этот город называли Царьградом. С греками славяне торговали, и главным торговым путем был древний путь «из варяг в греки», связывающий Балтийское (в старину называлось Варяжское) море через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать, Днепр с Черным морем.
Было у Гостомысла четыре сына, которые все погибли на войнах. Три его дочери были выданы замуж за соседних князей. Средняя дочь, Умилаза – за князя Годослава из племени бодричей (рарогов), сыном которых и был, как будто бы, Рюрик.
В сокращении с сайта "Время Истории" http://www.rusif.ru/vremya-istorii/Index.htm