Равномерно теплый и влажный климат палеогена
С начала палеоценовой до середины эоценовой эпохи(66-44 млн. лет назад) и даже до конца эоценовой эпохи палеогенового периода (34 млн. лет назад) на нашей планете не было оледенений, а высокая температура воздуха была характерна как для тропических широт, так и для приполярных областей. Согласно палеоботаническим исследованиям, в Арктике (а также и в Антарктиде) тогда произрастали пальмы, манговые деревья, авокадо, лавры и другие вечнозеленые растения, а средняя годовая температура в полярных широтах (как северных, так и южных) по самым консервативным оценкам была от +10 +15°С до +15 +20°С, а температура воды Северного Ледовитого океана была не менее +15 + 18°С. По результатам бурения подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане Арктической буровой экспедицией (Arctic Coring Expedition) в 2004-2006 гг., средняя годовая температура в Арктике в районе полюса была даже существенно выше – около +25°С, а температура воды составляла от +18 до +25°С.
По данным Д. Гарднера (Gardner, 1879), А. Энглера (Engler, 1879), А. Криштофович (1955), Л. Буданцева (1983), М. Ахметьева (2004) и других исследователей, в палеоцене (66-58 миллионов лет назад) вся территория Арктики находилась в зоне умеренно-теплого и субтропического климата, а южная граница этой зоны проходила по южной оконечности Гренландии, северной части Скандинавии, арктическому побережью России, Чукотке, Аляске и арктическому побережью Канады.
В пределах умеренно-теплой и субтропической климатических зон Арктики сосредоточена основная масса угольных бассейнов палеоценового возраста Северного полушария: в Западной Гренландии, на Шпицбергене, в низовьях р. Лены на севере Сибири, на Чукотке, Камчатке, Аляске и на территории приарктической Канады. Все это говорит о теплом влажном климате того времени и обильно произраставшей даже в приполярных областях растительности. По характеру ископаемых
растительных остатков, флора в Арктике была субтропической с гингковыми деревьями, пальмами и саговниками. Практически всюду произрастали крупнолистные растения, что многие исследователи связывают с полярным световым режимом (в случае вечнозеленой растительности их, наверное, лучше связывать с вечно продолжавшимся днем).
Примерно такой же климат и растительность были на южных оконечностях Америки, Австралии, Новой Зеландии и побережье Антарктиды.
В более низких широтах на всех континентах отмечался влажный тропический климат. В палеоценовую и эоценовую эпохи среднегодовая температура в Европе составляла + 27°С. Мировой океан был теплым по всей толще воды. Температура на океанском дне была не менее +10°С.
Климат всей Земли (в том числе высоких широт Южного и Северного полушарий) характеризовался чрезвычайно слабым изменением температуры с широтой и небольшими колебаниями ее сезонных и суточных значений.
На рубеже палеоценовой и эоценовой эпох, примерно 58 миллионов лет назад климат стал еще более теплым. Таким же теплым он оставался в раннеэоценовую - начале среднеэоценовой эпох (58-49 млн. лет назад). По мнению некоторых исследователей, это было самое теплое время на Земле за последние 500 млн. лет.
Среднегодовая температура в раннем эоцене повысилась на 3-5°С. Это вызвало еще большее расширение тропической и субтропической зон и распространение субтропической и тропической растительности на крайнем севере и юге.
На большей части территории Земли в то время был практически однородный теплый влажный климат, на побережьях произрастали мангровые леса. Тропические леса простирались как минимум до широты Англии и Ньюфаундленда. Бурение дна в Северном Ледовитом океане позволяет считать, что они занимали даже район современного северного географического полюса, где тогда отмечались среднегодовые температуры порядка +25°С и произрастали пальмы, авокадо и другие теплолюбивые растения. Температура воды в Арктике составляла +22 + 25° С.
Характерными особенностями ранне-среднеэоценового климата были крайне малая разница сезонных и суточных температур и ее незначительное изменение с широтой. Основной растительностью того времени, произраставшей даже в полярных широтах, были пальмы, саговники, древовидные папоротники, мангровые, имбирные, которые сочетались с лавровыми, магнолиевыми и аралиевыми. В арктическом и антарктическом регионах жили черепахи и крокодилы, оптимальные температуры обитания которых составляют +20 +25°С.
Во второй половине среднеэоценовой эпохи (49-40 млн. лет) стало более отчетливо выражено разделение климатических зон, связанное с постепенным возрастанием температуры от полюса к экватору, а также произошло некоторое сокращение зоны влажного тропического климата. В зоне умеренно-теплого и субтропического климата северного полушария, южная граница которой проходила примерно по Центральной Сибири и Камчатскому перешейку, стали произрастать дубовые, буковые и каштановые леса. Климат стал отличаться немного более жарким и сухим летом и более прохладной зимой, на которую приходились основные осадки. Примерно такая же картина отмечалась в южном полушарии на Огненной Земле и побережье Антарктиды.
Несмотря на это, средние годовые температуры продолжали оставаться высокими (от +10 +15°С на Севере и от + 5+10°С в Антарктиде).
Общая тенденция изменения климата в сторону смещения умеренно-теплой, субтропической и тропической климатических зон с севера на юг в Северном и с юга на север в Южном полушариях, увеличения разницы сезонных и суточных температур и падения зимних температур в средних и высоких широтах продолжалась и в позднеэоценовую эпоху (40-34 млн. лет назад). Однако, и в это время на всей земле было еще очень тепло и даже в Арктике произрастал виноград.
Палеоген – «золотой век» человечества
В книге «Битвы древних богов» сопоставили палеоценовую и эоценовую эпохи палеогенового периода с описываемым в преданиях «золотым веком». Понятие «золотой век», по-видимому, впервые было использовано древнегреческим поэтом Гесиодом (вероятно, VIII в. до н.э.) в поэме «Труды и дни». В ней Гесиод рассказал о земле счастливых и ее обитателях, живших во времена Кроноса (Сатурна), которых он охарактеризовал как жителей «золотого века»:
«Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. В пирах они жизнь проводили …
Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли».
После появления поэмы «Труды и дни» «золотой век» стал синонимом «Края вечного счастья и молодости», «Земли вечной юности», «Островов бессмертных» и многих других обозначений земли обетованной. (и здесь, и здесь). Эти два понятия слились воедино и часто стали рассматриваться как одно целое.
Итак, какие же отличительные особенности были присущи «золотому веку»?
Прежде всего, в «золотом веке» на Земле круглый год произрастали сочные травы, цветы, ягоды, злаки, овощи и фрукты, которые давали по нескольку обильных урожаев в год и полностью обеспечивали пищей обитателей того времени. Согласно некоторым преданиям, жители «золотого века» никогда не употребляли в пищу мяса, а среди животных совсем не было хищников - все они были растительноядными.
В «золотом веке» на Земле (вернее, как можно судить из преданий, в ее северной части) не было смены дня и ночи и на голубом небе всегда светило солнце (см. ниже). Повсеместно наблюдался теплый влажный климат. Нигде не было засухи и морозов. Не было и сильной жары. Характерной особенностью "золотого века" были постоянно окутывавшие землю густые туманы. Ото всюду били чудодейственные (вероятно, термальные) источники, везде текли ручьи и реки. На Земле обетованной не было войн, и все население жило в мире и согласии.
В книге «Страна бессмертных, магов и чародеев. Когда на Земле был "золотой век?» книги «Битвы древних богов» было показано, что в северном небе, по-видимому, светило не солнце, а весь небосвод. Это было связано с рассеиванием солнечного света каплями дождя или кристалликами льда верхней, водно-паровой оболочки, при вертикальном или почти вертикальном положении земной оси и большой сплюснутости земной поверхности в районе северного полюса в связи с быстрым вращением Земли. Это стало причиной возникновение культа проживавших там богов (адитьев/сварожичей) светлого дня,который в дальнейшем, при разрушении водно-паровой оболочки, перешел в культ богов солнечного света или просто солнечных богов.
Даже беглый обзор климата Земли в разные геологические эпохи показывает, что «золотой век» не мог быть в четвертичном (2-0 млн. лет назад), неогеновом (24 или 23-2 млн. лет назад) периодах, и даже в олигоценовую эпоху палеогенового периода (34-24 или 23 млн. лет назад). В самом деле, в течение последних 24-23 миллионов лет (по разным оценкам, от 44 до 14 миллионов лет) условия, которые описываются в преданиях о «золотом веке», могли существовать только в какой-то локальной области, расположенной в районе экватора или тропиков.
В четвертичный период, продолжающийся последние 1,8–1,6 миллионов лет, на Земле наблюдается сезонный климат с ярко выраженной сменой времен года и холодными зимами в высоких и умеренных широтах. Характерной особенностью четвертичного периода является также чередование ледниковых и межледниковых эпох. Во времена межледниковий температура на Земле была близка современной, и лишь немного (на 2-4°С) более высокой. В эпохи наступления ледников на нашей планете отмечалось глобальное похолодание, средняя температура падала на 4-8°С (по другим данным, на 10-15°С) и безморозные периоды сохранялись только в тропических широтах (и даже там иногда выпадал снег).
Но ведь во многих преданиях Земля обетованная, которая ассоциируется с «золотым веком», помещается на севере - там, где в настоящее время находится Северный Ледовитый океан или покрытая вечной мерзлотой территория России, Северной Европы, Гренландии и Канады. В ледниковые периоды вся эта территория была прочно скована льдом и там стояли лютые морозы. В эпохи межледниковий там тоже было очень холодно и температура зимой нередко опускалась до – 50°С и более низких отметок. Значит, «золотой век» не мог приходиться на время существования разумного человечества. Конечно, в том смысле, в каком это понимает традиционная наука.
Примерно то же самое можно сказать и о плиоценовой эпохе неогенового периода, продолжавшейся с 5,3 до 1,8 или 1,6 миллионов лет назад. В это время на Земле также чередовались холодные и относительно теплые эпохи, а около 2,6 миллионов лет назад сформировалось сплошное покровное оледенение в Арктике.
По данным бурения океанических осадков и исследования прибрежных отложений, первые ледовые покровы в Северном Ледовитом океане появились еще в миоценовую эпоху неогенового периода (16-10 миллионов лет назад). Оледенение Антарктиды началось еще раньше - на рубеже олигоценовой эпохи палеогенового периода и миоценовой эпохи неогенового периода (24-23 миллиона лет назад) и в течение всего оставшегося времени часть этого континента была покрыта льдом, хотя площадь ледников несколько раз существенно менялась.
Но и это еще не все. Согласно исследованиям группы ученых под руководством Кэтрин Моран (Kathryn Moran) из Университета Род Айленда (США) и Яна Бэкмана (Jan Backman) из Стокгольмского Университета, а также Хэнка Бринкхуса(Henk Brinkhuis) из Университета г. Утрехта (Голландия), первые признаки образования льдов в Арктике и ледниковых покровов в Антарктиде появились еще в позднем эоцене палеогенового периода (45-42 миллионов лет назад).
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в течение неогенового и четвертичного периодов, приходящихся на последние 24-23 миллионов лет, а, возможно, также и в олигоценовую эпоху палеогенового периода (34-24 млн. лет назад), на нашей планете существовали климатические зоны, подобные современным. На севере находилась область с прохладным сезонным климатом. Зимой здесь нередко случались заморозки, выпадал снег, а поверхность океана сковывалась льдами. На юге располагался континент Антарктида, часть которого всегда находилась вблизи южного полюса и была покрыта ледниками. Остальная территория Антарктиды в течение большей части неогена, по-видимому, располагалась в зоне умеренных широт, где так же, как и на севере, происходила смена времен года.
Климат Земли в течение последних 24-23 миллионов лет, или даже дольше (с 34 млн. лет назад), подчинялся тем же основным закономерностям, что и в наше время. Правда, в неогене (24 или 23 – 1,6 млн. лет назад) и тем более в конце палеогена он был более теплым, а зимы на крайнем севере и крайнем юге были не такими холодными, как сейчас.
Тем не менее, в течение неогенового и, вероятно, конца палеогенового периодов условия для «золотого века» могли существовать только в экваториальных, тропических и, частично, умеренных широтах. Нет никаких оснований полагать, что на крайнем севере и юге дважды в год плодоносили яблони и росли манговые, баньяновые и другие деревья тропического пояса, как это описывается в преданиях о "золотом веке" и Земле обетованной (и здесь, и здесь). Хотя, конечно, могло быть и исключение. Если, например, на каких-нибудь северных островах происходила вулканическая и гидротермальная деятельность. Но в этом случае мы можем говорить лишь о локальной, а не о планетарной, приуроченности «золотого века», как его описывают предания.
Значит, «золотой век», о котором говорил Гесиод и который описывается в преданиях, мог быть только в палеоценовую и эоценовую эпохи палеогенового периода (66-44, вероятно 34 млн. лет назад).