Быть русским. Что это значит в новом веке?
События на Украине окончательно высветили: кто есть кто на самом деле. Одни русские остаются с Россией — с культурой своего народа и традиционными ценностями. Другие упорно называют себя европейскими русскими: мол, мы хоть и русские, но с Россией нам не по пути, она для нас чужая во всех отношениях. Однако, оказывается, феномен «западничества XXI века» весьма коварный зверь… Об этом и не только — разговор «ВЕСТЕЙ» с директором Института русского зарубежья, российским политологом и аналитиком Сергеем ПАНТЕЛЕЕВЫМ.
ДОСТОЕВСКИЙ–то был прав…
— Значит, теперь уже точно случился раскол в глобальном русском мире?
— Происходит не то чтобы раскол русского мира, но переосмысление самого этого понятия, его переоценка. После того что случилось на Украине, у понятия «русский мир» уже другой смысл.
Для них русский мир — это мир русскоговорящих по всему свету, включая всех, кто просто знает русский язык. Другие рассматривают понятие «русский мир» как цивилизационный феномен, который совпадает с границами большой России, плюс — некая парадигма ценностей пространства за пределами страны.
Долгие годы, возможно, многими не замечались противоречия между первым пониманием явления «русский мир» и вторым. Вообще, первое — это попытка вписать понятие «русский мир» в современную теорию глобализации, которая до последнего времени проходила под англосаксонским началом, определявшим буквально все. Представителям того самого «русского мира» приходилось вписываться в заведомо маргинальную глобальную сетевую структуру. Мол, мы хоть и русские, но ценности для нас близки европейские, поскольку именно Запад правит всем цивилизованным миром.
А теперь второе — это более традиционное понятие мира русских. Это понятие, в отличие от первого, опирается именно на традиционные ценности — России, а не Запада.
Сейчас уже очевидно, что первая трактовка оказалась несостоятельной. И люди, которые ее разделяют, не принимают второй трактовки русского мира, где главное — это, повторю, именно традиционные ценности, а не просто «наличие русского языка».
И вот люди, которые вписываются в первую модель, и те, кто за вторую, сейчас окончательно разошлись.
Сейчас многие говорят о некоем отступлении «русского мира». Но отступлении от чего? От этой первой искусственной модели, когда русский мир существовал в рамках англосаксонского? И слава богу, что большинство людей, считающих себя русскими (а быть русским — это не просто понятие национальности, но и духовная, ментальная связь человека с историей, традициями, культурой великого народа), все же вернулись ко второй модели. Теперь русский мир уверенно возвращается к своим традициям, формировавшимся веками. И тогда это уже не отступление, но — укрепление!
Именно о второй модели говорил тот же Федор Достоевский, а также многие наши философы, считавшие вредной и опасной западную модель, в которой, может, и отведено местечко для русскоговорящих, но…
— …но при этом все они на европейском поводке?
— Сами же теперь видите, наконец, реальное отношение Запада к русскому миру… И, между прочим, Запад очень боится укрепления большой России, где вновь становятся важными традиционные ценности, поскольку за этим — сила. И первый шаг к укреплению — это возврат Крыма. Хотя он всегда был российским, даже формально и пребывая в границах Украины…
Или русские, или европейские
— У нас в Латвии отдельные активисты от непонятных общественных организаций носятся с идеей «европейских русских». Российский политолог Михаил Леонтьев именно им адресовал в одной из своих передач фразу: есть или европейские, или русские…
— У западников в России всегда было преклонение перед европейскими ценностями в ущерб русским. И теперь, возможно, происходит становление русского сознания и очищение от тех огромных комплексов, которые были привиты еще в далеком прошлом, а усугубились в 1990–е.
Сейчас на самом деле идет процесс выздоровления. А то, что действия России в последнее время отдельные русские воспринимают как некое уродство, так это в них говорят, полагаю, страшные внутренние комплексы, которые всегда были присущи Европе. Но что касается Европы, которая так относится к России, здесь ничего удивительного нет. Намного печальнее смотреть на так называемых русских — и при этом ярых русофобов. И сейчас, возвращаясь к упомянутым двум моделям, самое правильное определять, «какой ты русский», исходя из системы ценностей.
Странные соотечественники
— Сейчас масса «соотечественников» в той же Латвии, а уж тем более мигрантов в других европейских странах, заняли откровенно антироссийскую позицию. Причем речь идет не о какой–то там нелюбви к Путину. Русофобствуют русскоязычные, что уже попахивает шизофренией и другими тяжелыми психическими болезнями типа раздвоения личности…
— Теория «европейских русских» сознательно долгое время формировалась в Европе — чтобы отколоть огромную группу русскоговорящих (в том числе и прибалтийскую общину!) от России. Не стоит думать, что разделение русских возникло в один момент — из–за событий на Украине и возврата Крыма. Нет. Шла слаженная планомерная работа. Людям промывали мозги, что Прибалтика частично русскоязычная, но тут ни в коем случае нет таких русских, как в России. А все было направлено на то, чтобы сделать из русских, проживающих в той же Латвии, смирных граждан ЕС, которые были бы уверены: они — наследники великой русской культуры — Пушкина, Толстого, Достоевского, но при этом все достижения России (где, конечно же, издревле и по сей день правят «только диктаторы»!) — это чужое и вообще вражье.
И точно так же готовились события на Украине. Сегодня много говорят о мифической «угрозе со стороны России». Но, увы, Россия на самом деле ничего серьезного на Украине для своих русских не сделала — по сравнению с тем, что сделал Запад для «правильного воспитания» украинцев.
Не те вам угрожают…
— Все больше людей теперь говорят, что Европа окончательно зашла в тупик со своей «поголовной толерантностью», «демократическими ценностями» и прочим, а в итоге пропагандируются и навязываются однополые браки, идет размывание и смешение наций, уничтожение христианского мира. И сейчас в Европе многие смотрят на Россию как на последнюю соломинку, за которую можно ухватиться.
— Так и есть. И заметили, что сейчас давление Запада приводит к обратному эффекту: в России происходит укрепление традиционных ценностей и культуры (в самом широком смысле). А когда русские начинают мобилизовываться, то возникает феномен и «русского экономического чуда», и «русского культурного чуда».
— Не угрожает ли «русский мир» — Латвии? Об этом, чуть что, теперь кричат местные националисты…
— Эти «угрозы», конечно, глупости. Думаю, тут у вас политики меньше говорили бы народу «об угрозах», если бы этот самый народ получал достоверную информацию с юго–востока Украины, а не только ту, что профильтровали в ЕС и США. Тут ведь почти никто не рассказывает о военных преступлениях в Донбассе со стороны украинской армии и карательных батальонов: об убийстве стариков, женщин, детей.
Хотя отрадно, что в Европе наконец начинают понимать, что реально из себя представляет нынешняя политическая элита Украины. Знаете, наверное, о решении Трибунала Рассела? Пусть это и небольшая пока организация, но — европейская. А она признала Порошенко военным преступником, который повинен в массовых убийствах мирных жителей. Кстати, и Обаму она тоже признала таковым… Такие дела происходят в мире, где подлинно русские уверенно отстаивают свою правду, что теперь видят и уважают многие европейцы…